Что такое «РВП»?
Это права собственности, которые возникли до вступления в силу закона №122-ФЗ от 21.07.1997 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Закона о ГРП), который в 1998 году ввёл понятие «РосРеестр».
Датой вступления в силу закона считается 31.01.1998 года. С того момента государственная регистрация наличия права или его перехода является обязательной, и если переход права после этой даты не зарегистрирован в РосРеестре, то он юридически ничтожен (то есть собственник без зарегистрированного перехода права может отнять имущество обратно, отменив сделку).
Однако в нашей стране множество объектов, собственность на которые возникла раньше (с 04.07.1991 года, когда появился закон о приватизации).
У таких объектов (помещений, зданий, земельных участков) есть только документ, находящийся на руках у владельца, и (возможно, но не точно) его копия находится в государственном архиве.
Почему РВП на вашу квартиру — это очень плохо и надо срочно исправить?
Очень подробно это рассказано вот в этой статье: http://sobdoma.ru/nodata. Там же вы можете проверить себя и своих близких (или соседей по дому) и предупредить о возможных проблемах.
Если документ утрачен (потерян, уничтожен), то восстановить его дубликат в случае каких-либо событий маловероятно.
Если ваше право зарегистрировано в установленном законом порядке, то получить дубликат документа о вашем праве собственности элементарно — это выписка из ЕГРН РосРеестра, которая делается в течение трёх дней и заверяется печатью МФЦ или самого РосРеестра. Все остальные документы при наличии регистрации в ЕГРН перестали быть действительны с 13.07.2015 года (при вступлении в силу закона о государственной регистрации недвижимости).
Если вы получили уведомление о том, что в вашей квартире РВП — дальнейший перечень действий предназначен для вас.
Что делать, если у меня РВП?
- Не паниковать, но как можно быстрее начать это исправлять. Наличие с вашей стороны заявления о желании зарегистрировать своё право — уже немного обезопасит вас от мошеннических действий в адрес вашей недвижимости.
- Поискать по квартире и собрать в одну папку все оригиналы документов, которые у вас есть на квартиру. Это может быть свидетельство о собственности (розового, зелёного или синеватого оттенка), договор купли-продажи, свидетельство о приватизации, обменный ордер, иные документы с печатью государственного органа. Эти документы вам понадобятся для государственной регистрации.
- Скачать и попробовать самостоятельно заполнить бланк с сайта государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/285286/50/info (прямая ссылка для скачивания бланка)
- Обратиться в МФЦ «Мои Документы» или в ближайшее отделение РосРеестра.
- Получить выписку из финансово-лицевого счёта квартиры или помещения / здания / земельного участка.
- Поискать конкретный документ, указанный в поле «Документы на жилплощадь» (для квартиры, остальные объекты выглядят иначе).
- Если не нашли — то обратиться в орган, указанный в поле «Кем выдан», с целью розыска и выдачи дубликата:
- В территориальное отделение БТИ (на территории Москвы это можно сделать в электронной форме):
- Откройте ссылку https://www.mosgorbti.ru/scope-of-activity.aspx?id=10&sid=342 и нажмите «Подать заявление онлайн»
- Зарегистрируйтесь на сайте БТИ и снова откройте эту ссылку.
- Заполните заявление по шаблону:
- Ждите ответа от сотрудников БТИ, периодически проверяя его в личном кабинете.
- Они напишут, что нашли и сколько будет стоить предоставление заверенных копий (госпошлина).
- Оплатите госпошлину и приложите квитанцию в кабинете.
- По готовности заберите документы в избранном вами территориальном отделении
- Для других регионов (не Москвы) уточняйте порядок на сайте БТИ вашего региона!
Например, Санкт-Петербург принимает заявления на эти справки только личным визитом.
В республике Татарстан это делается через форму на сайте, не содержащую конкретных типов заявления.
В республике Башкортостан через сайт можно только оплатить услугу, зарегистрированную по личному заявлению
… и т.п. Адрес отделения ТБТИ в своём регионе можно найти на сайте БТИ РФ. - Если документы были оформлены через нотариуса, то их можно найти в архиве нотариата по району.
В Москве по телефону Московской Нотариальной Палаты вам подскажут, к какому нотариусу идти или по какому телефону звонить для розыска документов. Нотариус за это может взять оплату по их тарифной сетке. - Если обе инстанции (БТИ и нотариат) ответили отказом, попробуйте обратиться в администрацию района, в котором находится ваше помещение, в письменной форме, они обязаны ответить.
- С полученными документами вы снова обращаетесь в МФЦ «Мои Документы» или в ближайшее отделение РосРеестра с бланком заявления или без оного.
- Вам выдают квитанцию на оплату государственной пошлины — 2000 рублей (на 2018 год, раньше было 350 рублей).
- Если вы являетесь малоимущим, на основании п.15 ст.333.35 НК РФ Орган Местного Самоуправления вправе принять решение об освобождении Вас от уплаты госпошлины за государственную регистрацию прав (см. ст.49 ЖК РФ).
- После оплаты или по справке ваше право зарегистрируют, а вам предоставят выписку из ЕГРН о регистрации вашего имущества.
- Обязательно перепроверьте все данные, включая отсутствие дубликатов кадастрового номера помещения. Делается это через Справочную информации об объектах недвижимости в режиме онлайн. Если поиск не даёт ожидаемого результата — попробуйте сформулировать адрес как можно короче, а также перебрать варианты написания (Е/Ё, одно слово из двух в составных названиях улицы, не указывая поселение, а только район в субъекте и т.п.).
- Если в процессе проверки возникли ошибки — сообщите об этом в РосРеестр через раздел «Помощь и поддержка». Повторная оплата госпошлины не требуется.
- В территориальное отделение БТИ (на территории Москвы это можно сделать в электронной форме):
Проверить свою квартиру
На любой стадии оформления вы можете проверить данные в любой момент, заполнив следующую анкету (указание адреса до квартиры ОБЯЗАТЕЛЬНО):
Услуга по проверке текущего статуса предоставляется БЕСПЛАТНО.
Внимание! В РосРеестре наблюдаются перебои в работе сервисов, сроки предоставления информации могут быть увеличены.
По окончанию рассмотрения заявки вам придёт письмо и СМС по указанным контактным данным.