23.05.2017

Как провести Общее Собрание и не облажаться?

Не важно, попал ли ваш дом в пресловутую «программу хреновации» или у вас просто ежегодное общее собрание собственников по любому вопросу — смены надоевшей управляющей организации, установки шлагбаума, текущего или капитального ремонта — важно, что решение этого собрания должно быть оформлено так, чтобы его нельзя было оспорить.

СобДома.РФ

И для этого существует порядок действий, которые придётся выполнить, и которые никак не формализованы в Жилищном кодексе РФ.

  1. Определиться с проблемами, ради решения которых готовится собрание, и вариантами их предполагаемого исправления. Собрать инициативных граждан в доме, понять, кто из них что готов делать и чем может помочь при организации собрания. Прикинуть дату очной части (не раньше, чем через две недели с момента вашего обсуждения повестки, и то этого срока может не хватить). Никакие ограничения сроков «быстрей-быстрей» не соответствуют закону, если вы не проведёте ежегодное собрание — вы можете сделать внеочередное.
  2. Собрать и разместить в общедоступном источнике (подъездах + интернете) всю возможную информацию, необходимую для взвешенного решения. Самое простое — разместить это на какой-то странице в интернете с предельно коротким адресом и QR-кодом, которые в свою очередь повесить в подъезде. Если у вас уже есть такой источник (сайт, блог), то в системе СобДома.РФ можно просто и быстро разместить эту ссылку, и даже получить бесплатную консультацию юриста для расширения и корректировки материалов.
  3. Подготовить уведомление о собрании и довести его до сведения КАЖДОГО собственника (100% по закону).
    1. Для этого нужен Имущественный Паспорт Дома, укомплектованный Реестром Собственников помещений (иногда называется Расчётом Долей многоквартирного дома). Есть много подрядчиков, которые делают Реестры (ГКУИС, МФЦ, РосРеестр в некотором объёме, коммерческие конторы по всей стране), но исчерпывающего Паспорта нет нигде, кроме системы http://SobDoma.ru (до тех пор, пока не работает ГИС ЖКХ, и ещё около года после того, как она будет запущена).
    2. Если у вас уже есть какие-то списки в электронной форме — их можно присылать на почту, с которой вам приходит уведомление о регистрации дома в системе, и специалисты SobDoma.ru объединят и переструктурируют информацию, которая в них хранится. Итоговая стоимость Имущественного Паспорта МКД впрямую зависит от того, насколько много необходимой информации вы соберёте сами: не поленитесь запросить Расчёт Долей в ГКУ ИС вашего района (они обязаны вам его выдать),
    3. С готовым Имущественным Паспортом в руках вы идёте поквартирным обходом, звоните в каждую квартиру и выясняете, проживает ли собственник в ней или его надо как-то искать. В процессе обязательно записываете контактные телефоны или емейлы, а если человек не пользуется современной связью — ставите для себя пометку, что вам обязательно придётся ещё много раз к нему зайти.
    4. Если у вас есть телефоны соседей — оповестить можно СМС-рассылкой или по электронной почте. Городские телефоны и разговор по ним вас не спасёт — он не протоколируется, можно разве что договориться о встрече в подъезде для подписания уведомления.
    5. На каждую из тех квартир, жителей которых не удалось застать дома, прикрепляется индивидуальное бумажное уведомление. Это бумажка, в которой написано, что вы планируете обсуждать на собрании, дату, номер телефона кого-то грамотного, кто может ответить на вопросы, и адрес сайта, где можно узнать об этом подробнее. На уведомлении можно написать количество голосов, которым обладает каждый конкретный собственник. Важно, чтобы человек, перешедший по ссылке или позвонивший по телефону, мог максимально просто сообщить свои контактные данные для дальнейшего оповещения, и чтобы они не потерялись потом. Функции для этого предусмотрены в карточке дома на SobDoma.ru — вы сообщаете о собрании, сведения о нём появляются на странице с коротким адресом, контакты фиксируются автоматически.
    6. Пару дней придётся подождать и посмотреть, насколько люди активно разбирают уведомления (их надо размещать на очевидном месте, чтобы это было сразу видно). Затем составить список квартир, которые не забрали уведомления, и подготовить почтовую рассылку в ближайшем отделении. Упрощение этой дорогостоящей процедуры мы сейчас готовим, Почта России — организация неповоротливая.
  4. Не позднее, чем за 10 дней до начала собрания, вам нужно провести массовое журналируемое оповещение, документальные подтверждения которого вы прикладываете к протоколу Общего Собрания Собственников. Это может быть распечатка журнала СМС-рассылки, копия отправленного электронного письма с перечнем получателей, реестр почтовых отправлений со штампом Почты России, и журнал поквартирного обхода с подписями о вручении. Впоследствии вам придётся доказывать документально, что вы всё это проводили, и люди всё равно не проголосовали.
  5. Десять дней даны на то, чтобы организовать и провести очное обсуждение вопросов повестки дня. Для этого найти территорию, где вы сможете собраться независимо от погодных условий, и подготовить выступление по документам из предыдущего пункта.
  6. Организовать и провести ЗАОЧНОЕ голосование. У каждого собственника должен быть бюллетень, в котором он расписывается за то, что решил именно так. В условиях столицы никакое очное голосование попросту не проводится — на нём нет и не может быть кворума. Количество бланков решений собственника ничем не ограничено, вы их можете раздавать веером, можете разместить в интернете для самостоятельной распечатки и подписи. Очень желательно для последующей проверки проследить, чтобы люди оставляли свои контактные данные в бюллетене — предупредите, что им могут позвонить из Управы или Жилищной инспекции, и проверить, что они действительно голосовали, а не кто-то подпись нарисовал. Тем самым, вы заслуживаете доверие граждан и готовность оставить контакты.
  7. Собрать бюллетени с граждан. Часто именно на этом шаге собрание проваливается — люди получили бумагу, но не удосужились её сдать. Предусмотрен способ решения проблемы: фотографии или скан-копии своих решений граждане могут присылать на специальный емейл, который будет на странице голосования. Распечатка присланной фотографии является таким же экземпляром решения, что и то, что обычно передаётся Счётной Комиссии. Оригиналы можно собрать когда-нибудь потом, когда дойдут руки.
  8. Внимательно, проверяя каждую запятую, пересчитать каждое предоставленное решение и процент голосов. Это функция Счётной Комиссии, и она осуществляется на основе Имущественного Паспорта. Именно Счётная Комиссия наравне с Председателем собрания несёт ответственность, вплоть до уголовной, за правильность оформления протокола.
  9. На основе полученных цифр составить Протокол Общего Собрания Собственников, образцов полный интернет. Все документы, использованные в ходе собрания, приложить к нему в виде распечаток.
  10. Сделать электронную фотокопию Протокола с подписями, копию приложений и отдельно — копию всех бюллетеней-решений. Последние содержат персональные данные, поэтому их нельзя публиковать вместе с Протоколом, а сам документ публиковать обязательно по закону.
  11. Отправить эту фотокопию во все предусмотренные законом инстанции — управляющую организацию, орган местного управления, жилищную инспекцию. Можно использовать интернет-приемные, они автоматически попадают в документооборот. Можно принести бумажную копию и получить отметку о вручении для спокойствия.