11.10.2018

Земельно-имущественные отношения при реновации

Ваш дом попал в программу реновации и по результатам голосования находится в списке?

Сочувствуем. Вас уже обманули и будут продолжать обманывать на каждом шагу.

Единственный случай, когда программа реновации может условно сработать в пользу жителей — это когда стартовая площадка у вас в трёх шагах от дома, а ваша пятиэтажка в убитом состоянии, у неё под окнами трасса, в стенах щели, земельный участок с гулькин нос, а рядом стоят две новостройки, забравшие у вас все ресурсы.

Во всех остальных случаях нужны НЕМЕДЛЕННЫЕ действия. Каждый месяц просрочки ужесточается законодательство, у вас отбирают последние возможности что-то решать и даже что-то зарабатывать, если вы сдаёте свою квартиру внаём.

Можно ещё потрепыхаться и сохранить своё имущество или хотя бы его ценность, но С КАЖДЫМ ДНЁМ это становится всё сложнее.

Порядок действий:

  1. Соберите максимально полный комплект документов по дому.
  2. Инициируйте и проведите общее собрание собственников.
  3. Изучите план межевания территории квартала, где находится ваш дом.
  4. Вызовите кадастрового инженера и составьте кадастровый план земельного участка МКД.
  5. Поставьте ЗУ на кадастровый учёт как общедомовое имущество и зарегистрируйте свою долю в нём.

Этот процесс сложный и затратный, НО — вся процедура стоит дешевле, чем те несколько квадратных метров земли, которые у вас украли.

Заполните эту анкету, если вы готовы прилагать усилия для сохранения собственных прав:

Порядок действий.

1. Соберите максимально полный комплект документов по дому.

Вам потребуется следующий набор документов (его вправе получить любой собственник или представитель по доверенности):

  1. Копия протокола о выборе Совета дома (возможно, несуществующего), наделяющего Председателя (указанного на «Домах Москвы») полномочиями для представления интересов всех собственников на основании ст.161.1 ЖК РФ.
  2. Имущественный паспорт многоквартирного дома (заказывается автоматически при заполнении анкеты выше).
  3. Технический паспорт домовладения (заказывается через личный кабинет в БТИ).
  4. Архивные паспорта земельного участка (заказываются через личный кабинет в БТИ, подробности уточняйте в переписке со специалистами в кабинете).
  5. Реестр собственников многоквартирного дома по данным УО (а точнее, тот неполный устаревший список без реквизитов, который вам дадут в вашей управляющей организации или ГКУ ИС). Верить этой филькиной грамоте нельзя, но иметь её в виде документа необходимо.
  6. Настоящий реестр собственников помещений в многоквартирном доме на основе данных ФГИС ЕГРН с достоверным расчётом долей.
  7. Утверждённый распоряжением ДГИ план межевания территории квартала (заказывается через кабинет в Mos.Ru).

Ссылки по каждому пункту для самостоятельного запроса придут вам по электронной почте по результатам обработки заполненной анкеты.

Ориентировочная стоимость всего этого комплекта документов — в пределах 18 тыс. рублей. Их можно вложить из своего кармана и вернуть потом вскладчину, собрав с дома, или сначала собрать деньги «кто сколько может», но такой сбор может затянуть время.

2. Инициируйте и проведите общее собрание собственников.

Наличие кворума несущественно, но очень желательно. Результат в виде протокола надо сдать, даже если собрание признано несостоявшимся. Задача этого собрания в первую очередь ознакомительная — вам надо показать полученные вами документы всем собственникам, чтобы найти единомышленников и локализовать противников.

На основе имущественного паспорта из п.2 выявите проживающих или доступных для контакта собственников, у которых больше всего доля голосов в рамках ОСС. Соберите их подписи под коллективным обращением в вашу УО с требованием о проведении собрания в соответствии с ч.6 ст.45 ЖК РФ (надо набрать более 1000 голосов по паспорту). Таким образом, вы перекладываете обязанность по уведомлению собственников и по организации собрания на вашу управляющую организацию.

Самостоятельно (посредством телефона, домового чата, почтовых ящиков и бумажек на стенах подъездов) оповестите всех так, чтобы информация о собрании торчала буквально из всех щелей вашего дома. Сделайте поквартирный обход на основании настоящего реестра из п.6, сравните с данными из п.5, узнаете много интересного о состоянии учёта в данных ЖКХ. Запишите телефоны и прочие способы связи с жильцами и собственниками, они вам неоднократно пригодятся. Если вы не хотите «светить» свой личный номер телефона — используйте колл-центр ОРОО «РЖФ» 8-800-301-29-03.

В ходе собрания определите (в количестве голосов) процент владельцев, согласных ИСКЛЮЧИТЬ ваш дом из программы реновации, и если у них наберётся более 3333 голосов — сдавайте протокол напрямую в МЖИ для выполнения функций, предусмотренных 624-ПП от 01.09.2017. В остальных случаях сдавайте протокол вместе с бюллетенями в вашу УО под отметку о вручении.

3. Изучите план межевания территории квартала, где находится ваш дом.

Вас интересует табличная часть и площади в ней. Если участок соответствует нормативно-необходимой площади или превышает её — СРОЧНО переходите к п.4. Если меньше, в связи со сложившимися планировочными особенностями квартала — надо разбирать вручную по кадастровой карте, чтобы понимать, стоит ли овчинка выделки.

Средняя кадастровая стоимость одного метра земли в Москве ВЫШЕ, чем стоимость всех услуг по оформлению участка в 3-4 ТЫСЯЧИ этих квадратных метров.

Наличие оформленного земельного участка повышает капитализацию вашего недвижимого имущества в среднем в полтора раза и является безусловным аргументом при взаимодействии с городом в рамках федерального законодательства.

4. Вызовите кадастрового инженера и составьте кадастровый план земельного участка МКД.

Подобрать кадастрового инженера можно на специальном сайте, договариваетесь сами. По итогу он отдаёт вам кадастровый план в формате XML и либо с вашим участием, либо самостоятельно осуществляет ГКУ (кадастровый учёт) и ГРП (регистрацию прав заявителя) в РосРеестре. На сайте для этого есть соответствующий раздел. После первой регистрационной записи каждый собственник затем регистрирует свою долю самостоятельно, это стоит небольшой (в масштабах задачи) госпошлины.

5. Поставьте ЗУ на кадастровый учёт как общедомовое имущество и зарегистрируйте свою долю в нём.

Не исключено, что когда-то вашему дому уже ставили земельный участок «по подошве» на кадастровый учёт. Особенно это характерно для домов с нежилыми помещениями на нижних этажах. В таком случае последовательность такая — вы сначала оформляете свою долю в этом участке по заявлению, затем как собственник подаёте заявление на СНЯТИЕ участка с кадастрового учёта, а затем — на постановку НОВОГО участка на основании кадастрового плана и утверждённого межевания.

Примерный бюджет всей процедуры на всю пятиэтажку — в пределах 300 тысяч рублей. Единоразово эта сумма кажется невероятной, НО — типовая пятиэтажка столько платит ежегодно за уборку, которую никто не делает, и вдвое больше — за ремонт, который тем более никто не собирается делать. Стоимость же типового земельного участка по кадастру увеличивает стоимость самой пятиэтажки в среднем в полтора раза, то есть владея квартирой за условные 7 млн. кадастровых рублей, вы получаете НЕ ОБЛАГАЕМЫЙ НАЛОГОМ (ч.2 ст.389 НК РФ) бонус около 3 млн. кадастровых рублей в виде земельного участка.

Затем уже имеет смысл вступать в какие-либо содержательные переговоры с ГК УГС и аналогичными застройщиками по вопросам мены ваших помещений на «равнозначные» или «равноценные», но уже с учётом стоимости земли.