26.07.2019

Почему эксплуатация оформленного ЗУ не должна доначисляться в квитанции?

По мере того, как граждане открывают для себя безусловную ценность земельного участка дома для сохранения своей недвижимости, чем больше растет интерес граждан к вопросу оформления земельных участков многоквартирных домов и пониманию статуса земли их дома — чья она и почему без их ведома и желания их двором распоряжается непонятно кто —  тем чаще происходят информационные вбросы со стороны желающих распорядиться чужим имуществом, направленные на все большее запутывание неокрепших умов.

Стройная логика федерального законодательства обрастает коростой различных постановлений, распоряжений местного уровня, да и просто умозаключений «по понятиям» и из серии «одна баба сказала».

ДОМЫСЛЫ И ВЫМЫСЛЫ

Чиновники и заинтересованные структуры запугивают людей то налогами на земельный участок многоквартирного дома, то непомерной стоимостью его содержания, и говорят при этом зловещую фразу  «Мы исключим ваш дом из титульного списка!» Какого титульного списка? Почему исключим? И кто туда наш дом вообще включил? А главное – на основании чего? Такими вопросами задаются немногие, да это и понятно – чтобы разобраться, надо потратить уйму времени, сил, и не факт, что  получится. Поэтому многие для себя решают идти по пути наименьшего сопротивления, принимая на веру любые ничем не подкрепленные слова каких-нибудь «представителей власти».

Вот, например, что пишет москвичка со ссылкой на переписку в «районной группе в вацапе» (что никак нельзя отнести к официальным документам, но именно в таком формате некоторые люди почему-то считают возможным «черпать знания»). Со слов москвички, глава управы «в вацапе отвечает на вопросы жителей» и пишет следующее: «Как только вы поставите свой участок на кадастровый учет и станете счастливыми обладателями земли, город автоматически исключит из гос.задания ГБУ объем работ и соответственно, финансирование. Далее, бремя содержания возлагается на собственников…»

Оригинальная статья с иллюстрациями

ФОТО_1

В другом районе со слов граждан, у которых участок оформлен по всем требованиям, им тонко намекнули, что «надо вернуть все как было», и люди уже думают над тем, как отказаться от земельного участка.

Все это, конечно, полная дикость.

Для тех, кто «хочет отказаться»,  напоминаем, что это возможно лишь путем отказа от собственности на квартиру (помещение), поскольку именно регистрация права на квартиру является регистрацией права на общее имущество, в состав которого входит земельный участок. Так что хотите избавиться от общего имущества – расприватизируйте квартиру, или если она куплена – подарите государству (вам «город Москва» в лице Департамента городского имущества скажет БОЛЬШОЕ СПАСИБО).

Для тех, кто не планирует совершать опрометчивые поступки и отказываться от собственности, предлагаем вместе почитать все-таки законы, нормативные акты и позицию высших судов.

  1. Для начала разберемся с терминологией.

Историческая справка: В 1994 году, опираясь, казалось бы, на федеральные акты, Московская Дума принимает, а мэр столицы Лужков подписывает Закон г. Москвы №19-87 от 09.11.1994 «О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений»Вместо земельного участка, данный закон оперирует иными понятиями: одним из «объектов общего пользования в жилых домах, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности граждан или юридических лиц — собственников жилых и нежилых помещений дома» – является «придомовая территория», которая состоит из «Земельного участка, на котором расположен дом, а также участка, примыкающего к дому, с непосредственным выходом на него». В данной формулировке, не соответствующей федеральному законодательству, объект права — земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений – описывается в терминах, не принятых в области имущественного права, а взят из терминологии, используемой в градостроительной и коммунально-эксплуатационной деятельности. И все представлено так, как будто существует два разных участка – один под домом, другой – около дома. Это абсолютно вольное толкование с последующей возможностью оперировать терминами, не отражающими суть имущественных прав граждан на земельные участки их домовразмывая, стирая границы собственности. Итог — распоряжение землями Москвы как будто ранее они не были разделены на участки, как будто право на эти участки у граждан не возникло. (Согласно нормам градостроительного проектирования: придомовая территория — это часть единого земельного участка, без учета площади застройки). Очевидно, этим было посеяно заблуждение, что есть некий участок «по подошве дома», «по отмостке», а остальное – «придомовая территория», на которую никаких прав, якобы, у собственников помещений нет.

Для наглядности использования упомянутых терминов в градостроительной сфере можно привести МГСН 1.01-99 (Московские городские строительные нормы с 2000 года). Раздел 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» в п.5.5 содержит следующее понятие: Участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территорииПридомовая территория включает следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

Но как только строительство окончено – эти термины уже неприменимы. А объектом права является земельный участок дома – именно таким термином он описан в ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Постановлении правительства РФ № 491 и многих других  нормах федерального  законодательства. Этот участок, если говорить градостроительными терминами,  как раз и состоит из пятна застройки и придомовой территории. Но мы рассматриваем не градостроительный аспект, а имущественные права, поэтому применимый правильный термин – «земельный участок многоквартирного дома», который, как указано выше, включает в себя все перечисленное.

«Зачем им (чиновникам и работникам ЖКХ) плодить сущности и говорить о «придомовой территории» как о каком-то отдельном объекте права?» — спросите вы. А вот зачем: многие наверняка слышали расхожее мнение, что за содержание участка «по подошве дома», «по отмостке» платить не надо. А «придомовая территория» — это не ваша, а городская, а если вы ее «приватизируете», то за нее надо платить отдельно. Вот для таких «измышлений», очевидно, и придумано это разделение на «подошву» и «придомовую» (или еще любят говорить  «дворовую»)  территорию.  Это, конечно, очередной абсурд: подумайте сами – как можно содержать пятно застройки, если это по сути – здание, и никакого участка как «части земной поверхности» тут нет? Не говоря уже о том, что земельный участок дома (включая «придомовую территорию») как неотъемлемая часть общего имущества  неразрывно связан с вашей квартирой, и право на него  у вас возникает в силу закона одновременно с правом на квартиру, а не по чьему-то «хотению» или «не хотению».

  1. Что ежемесячно оплачивают собственники в составе платы за квартиру?

Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к  исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п.16 ст.12 ЖК РФ). То есть, НЕ субъекта, НЕ города.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации(часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). То есть, НЕ субъекта, НЕ города.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 27.02.2017) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» предусматривает «Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года» (п.24) и «Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года» (п.25).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2017 г. N 22 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ЗАНИМАЕМОГО ГРАЖДАНАМИ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ИМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ», плата за жилое помещение (за содержание жилого помещения) – это плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (п.9 Пленума); в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства (п.13 Пленума); под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества (п.14 Пленума).

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (п.17 Пленума).

В п. 19 Пленума также указано, что «Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (части 2 и 4 статьи 156 ЖК РФ)».  То есть, размер платы зависит только от перечисленных показателей, среди которых нет такого фактора, как отсутствие или наличие кадастрового учета земельного участка.

Разъяснение правовых норм относительно земельного участка многоквартирного дома, который не поставлен на кадастровый учет,  дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Согласно этим разъяснениям, «если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона публично-правовое образование (прим.: в нашем случае – «город Москва» в лице тех самых чиновников) не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ». То есть, фактически речь идет о неоформленном, но существующем праве собственности.

Кроме того, Конституционный суд в п. 4.2. постановления от 28.05.11 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» указал, что «собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован,… фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.»

(Не будем вдаваться в подробности, что такое «формирование участка» — вопрос этот мы рассматривали ранее, и он крайне важен, потому что термин «формирование» неправомерно отождествляют с постановкой на кадастровый учет. Это совершенно разные понятия и далеко не одно и то же.  Но сейчас речь о другом.)

Таким образом, высшие суды стоят на позиции, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок которого не сформирован, имеют исключительное имущественное право на земельный участок (фактически неоформленное право собственности).

Это подтверждается актуальной судебной практикой.

«Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом. Собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении работ по уборке придомовой территории. ….Отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории (апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 01 октября 2013 г. по делу N 33-3428/2013). 

ВЫВОД: минимальный перечень работ по содержанию земельного участка многоквартирного дома (говоря московским специфическим языком — «придомовой территории») в соответствии с ЖК РФ установлен постановлением правительства Российской Федерации, включен в состав платы за жилое помещение.

Перечень работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме (ч.7 ст. 156 ЖК РФ). Если собственники на общем собрании не приняли решения о размере платы, то такой размер в Москве устанавливается органом государственной власти (ч.4 ст. 158 ЖК РФ). Но структуру платы, как и минимальный перечень работ, субъект изменить не вправе.

Сейчас появились попытки управляющих организаций провести через общее собрание собственников решения по изменению условий договора управления и изменению платы. Если появятся протоколы с подобными решениями, то это будет основанием для изменения платы, и собственникам останется либо смириться с произволом, либо оспаривать подобные собрания, что требует сил, времени и преодоления массы проблем.  Поэтому мы сами  должны понять истинные мотивы, законность/незаконность действий управляющих организаций и препятствовать всему тому, что влечет для нас негативные последствия.

  1. Что предусматривают московские нормы?

Московские нормы не могут противоречить федеральным. И в них удалось проследить некую последовательность, хотя огромное количество постановлений и использование разнообразных терминов делает эту задачу непростой. Так что наберитесь терпения.

Сразу оговоримся: есть нормы «для нас» — для собственников, о том, сколько мы должны платить, и нормы «для них» — чиновников и работников ЖКХ – о том, как они должны оформлять документы, что они могут получить из бюджета в виде субсидий и пр.

Так вот, нет ни одной нормы «для нас», в которой была бы указана зависимость размера нашей ежемесячной платы от наличия/отсутствия кадастрового учета и регистрации земельного участка. Приведенный в начале статьи фрагмент «переписки в вацапе» наглядно иллюстрирует, что московские чиновники районного уровня необоснованно и неправомерно пытаются ставить в зависимость от наличия кадастрового учета земельного участка оплату/неоплату собственниками его содержания (в их терминологии – «придомовой территории»), не приводя при этом каких-либо ссылок на правовые акты.

Теперь еще немного о терминах.

Говоря о нормах «для нас»  и «для них», необходимо остановиться на понятии «ставка планово-нормативного расхода» и «бюджетная субсидия»:

— ставка планово-нормативного расхода — показатель, отражающий стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

— бюджетная субсидия — средства по статье бюджета города Москвы «Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда», предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, направляемые на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством Москвы случаях.

Размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от установленных Правительством Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям как:

а) разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода. (Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 30.06.2017) «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» (вместе с «Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме»)

То есть, «планово-нормативный расход»  — это «для них», а не для нас. Эта величина нужна для расчета суммы субсидий из бюджета. А для нас – ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, то есть то, что мы должны оплачивать в качестве «платы за жилое помещение», в которую, как указано выше, входит содержание общего имущества, в составе которого земельный участок дома. И в соответствующих постановлениях эти разные понятия содержатся в разных приложениях, в соответствии с назначением упомянутых терминов. К этому мы вернемся чуть позже.

А пока вернемся на 10 лет назад в 2007 год и посмотрим, входили ли какие-то работы по содержанию «придомовой территории» в состав нашей оплаты?

Вот приложения к нескольким договорам управления, действовавшим в 2007 году (дата подписания – конец 2006 года) и заключенным с тогдашними ДЕЗами, на смену которым как правопреемники по всем правам и обязанностям пришли ГБУ «Жилищник» с 2013 года. В приводимых примерах разные по характеристикам дома, с разными площадями. Но как мы видим, работы по земельному участку (вне зависимости от его кадастрового учета/регистрации!) входят в перечень выполняемых по договору управления работ. Учитывая, что договора типовые, эти приложения по составу работ были одинаковыми по всей Москве.

Стрелками отмечены работы по содержанию земельного участка – «содержание придомовой территории», «обслуживание зеленых насаждений», «благоустройство придомовой территории».

Оригинальная статья с иллюстрациями

 

Вот, например, 14-ти этажный дом (7000 кв.м):

ФОТО_2_photo-resizer.ru (1)

Вот 16-ти этажный многоподъездный дом, в котором более 400 квартир:

ФОТО_3_photo-resizer.ru

А это – 16-ти этажный одноподъездный:

ФОТО_4_photo-resizer.ru

Вот 9-ти этажный одноподъездный дом:

ФОТО_5_photo-resizer.ru

Вот это – сталинский дом 7-9 этажей, многоподъездный:

ФОТО_6_photo-resizer.ru

И так далее.

Оригинальная статья с иллюстрациями

 

 

Теперь рассмотрим московские постановления о плате за квартиру за последние 10 лет.

Норма «для нас». За последние 10 лет плата за квартиру возросла практически вдвое. Вот обзор утвержденных постановлениями цен (мы не брали ставки для тех, у кого единственное жилье – нас интересовала именно динамика полной ставки платы за жилое помещение без учета каких-либо льгот и субсидий).

Оригинальная статья с иллюстрациями

ТАБЛИЦА_1

Эти нормы «для нас» содержатся в ежегодно утверждаемых постановлениях правительства Москвы, им посвящено каждый раз отдельное приложение к каждому из таких постановлений. В этом же приложении указано, что входит в состав нашей платы. Приведем все постановления, начиная с 2007 года – того самого, по которому мы представили доказательства того, что содержание земельного участка входило в состав платы и было внесено в договора управления. Еще раз отметим, что по сравнению с 2007 годом в 2017 плата увеличилась практически вдвое.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 21.11.2006 N 907-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2007 ГОД.

Приложение 3, Примечания — пункт  4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, организации и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 6.11.2007 N 963-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2008 ГОД.

Приложение 3 Цены за содержание и ремонт жилого помещения, Примечания — пункт 4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом, организации и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 10.12.2008 N 1112-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2009 ГОД.

Приложение 3, Примечания — пункт 4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 1.12.2009 N 1294-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2010 ГОД.

Приложение 4. Примечания – пункт 4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 30.11.2010 N 1038-ПП  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2011 ГОД.

Приложение 4, примечания — пункт 4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества.

НАЧАЛО МЭРСТВА С.С.СОБЯНИНА – изменились формулировки, но не менялась суть (напомним, что структуру платы и состав произвольно не вправе менять ни субъект — город Москва, ни управляющая организация).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 29.11.2011 N 571-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2012 ГОД.

Приложения 7, 8 – НОРМА «ДЛЯ НАС». Примечание – пункт 4. Плата за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также оплату коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В этих же приложениях указано, что НЕ ВХОДИТ в цены за содержание и ремонт: это расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования, которые собственники и наниматели проводят за свой счет (п. 12 тех же приложений)и комиссионное вознаграждение, взимаемое банками и платежными системами за услуги по приему платежа (п.17 этих приложений). НО НЕ УКАЗАНО, что ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ВХОДИТ В СОСТАВ ЭТИХ ЦЕН, ТАК КАК РАНЕЕ УКАЗАНО, ЧТО В СОСТАВ ПЛАТЫ ВХОДИТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВСЕГО ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА – БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!

А в Приложении 25 «СТАВКИ ПЛАНОВО-НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ДЛЯ РАСЧЕТА СУБСИДИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ» в п.4 Примечаний указано, что в случае если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок, соответствующая ставка планово-нормативного расхода (то есть, показатель для расчета субсидий, как указано в 299-ПП) увеличивается на 5 руб. 30 коп. в месяц при соотношении площади земельного участка и общей площади жилых помещений конкретного дома 0,989. При ином соотношении площадей к установленному размеру увеличения ставки планово-нормативного расхода, т.е. 5 руб. 30 коп., применяется поправочный коэффициент, который рассчитывается путем деления коэффициента, отражающего вышеназванное соотношение площади земельного участка и общей площади жилых помещений в доме, на 0,989. ЭТО НОРМА «ДЛЯ НИХ» — ДЛЯ РАСЧЕТА СУБСИДИЙ.

Аналогичная картина в последующих постановлениях.  НИКТО НЕ ИСКЛЮЧАЛ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ИЗ СОСТАВА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА, ЗА КОТОРОЕ МЫ ПЛАТИМ, И НЕТ КАКИХ-ЛИБО ПОСТАНОВЛЕНИЙ НА ЭТОТ СЧЕТ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 27.11.2012 N 671-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2013 ГОД.

Приложения 7, 8 — НЕ УКАЗАНО, что ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ВХОДИТ!

А в Приложении 33 «СТАВКИ ПЛАНОВО-НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ДЛЯ РАСЧЕТА СУБСИДИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ» в примечаниях указано, что для расчета субсидий соответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 5 руб. 30 коп. в месяц, если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 26.11.2013 N 748-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2014 ГОД.

Приложения 7, 8 — НЕ УКАЗАНО, что ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ВХОДИТ!

В Приложении 32 «СТАВКИ ПЛАНОВО-НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ДЛЯ РАСЧЕТА РАЗМЕРА СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ» указано, что для расчета субсидийсоответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 5 руб. 30 коп. в месяц, если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 19.05.2015 N 280-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ с 1.07.2015

Приложение 5 — НЕ УКАЗАНО, что ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ВХОДИТ!

В Приложении 18 «СТАВКИ ПЛАНОВО-НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ДЛЯ РАСЧЕТА РАЗМЕРА СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УПРАВЛЯЮЩИМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ, ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН» указано, что для расчета субсидий соответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 5 руб. 51 коп. в месяц, если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 15.12.2015 N 889-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА 2016 ГОД.

Приложение 5 — НЕ УКАЗАНО, что ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ВХОДИТ!

В Приложении 18 «СТАВКИ ПЛАНОВО-НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ДЛЯ РАСЧЕТА РАЗМЕРА СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ, ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН» указано, что для расчета субсидий соответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 5 руб. 73 коп. в месяц, если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок.

И, наконец, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 13.12.2016 N 848-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕН, СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ С 1.07.2017 ГОДА.

Приложение 5, в п.1 Примечаний указано, что цены учитывают расходы на оказание услуг, выполнение работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В Примечаниях также указано, что не включено в цены за содержание жилых помещений – это расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования (п.12) и услуги банка (п.19). НО НЕ УКАЗАНО, что ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НЕ ВКЛЮЧЕНО!

В Приложении 13 «СТАВКИ ПЛАНОВО-НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ДЛЯ РАСЧЕТА РАЗМЕРА СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ, ИЗ БЮДЖЕТАГОРОДА МОСКВЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ, ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН)» указано, что для расчета субсидий соответствующая ставка планово-нормативного расхода увеличивается на 5 руб. 96 коп. в месяц, если в состав общего имущества многоквартирного дома включен земельный участок, при соотношении площади земельного участка и общей площади жилых помещений конкретного дома 0,989. При ином соотношении площадей к установленному размеру увеличения ставки планово-нормативного расхода в размере 5 рублей 96 копеек применяется поправочный коэффициент, который рассчитывается путем деления коэффициента, отражающего указанное соотношение площади земельного участка и общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, на 0,989.

Проанализируем, каким образом отражался расчет субсидий во времена мэрства Лужкова, до прихода на пост мэра С.С.Собянина (то есть до 2012 года) и после. До 2012 года ставки, цены и тарифы «ДЛЯ НАС» утверждались отдельными постановлениями, а сумма для расчета субсидий – «ДЛЯ НИХ», включая обслуживание земельного участка — включалась в Постановление № 299, в которое ежегодно вносились соответствующие изменения ставки планово-нормативного расхода. То есть, нормы «для нас» и «для них» были разнесены в отдельных постановлениях. А с 2012 года Постановление № 299 описывает только общие принципы расчета субсидий, а конкретные суммы – нормы «для них» – указываются в тех же постановлениях, что и цены и тарифы «для нас», но в отдельном приложении. При этом, мы стали платить вдвое больше, и сумма субсидий, предоставляемая управляющей организации за обслуживание земельного участка, тоже выросла вдвое. Вот динамика этой величины за 10 лет:

Оригинальная статья с иллюстрациями

ТАБЛИЦА_2

А вот для сравнения еще один документ – РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ от 11.12.2015 N 05-01-06-306/5 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИИ ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РАСПОРЯЖЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 05-14-422/3.

Это распоряжение интересно тем, что в нем есть некая Классификация дворовых территорий, которая делит все дворовые территории на 5 категорий в зависимости от оснащенности, которая определяется по 90 показателям.

таблица_3

От этого индекса и категории зависят нормативы затрат, которые также приведены в соответствующей таблице.

таблица_4

Оригинальная статья с иллюстрациями

Нетрудно догадаться, что насыщение двора всякими «оснащениями» типа МАФов и прочим повышает категорию, а значит – размер получаемых денег. А если участок не относится к «общему пользованию», то сумма субсидий фиксирована. Да еще и контролировать собственники будут…

Подведем итог.

Размер платы не зависит от наличия/отсутствия кадастрового учета/регистрации земельного участка.

Когда вас начинают пугать увеличением платы, помните: если вы сами на общем собрании такого решения не примете, то никто вам плату повысить не вправе.

Никто не исключал выполнения работ по уборке территории и обслуживанию земельного участка из структуры платы, которую вы ежемесячно платите в соответствии с постановлениями правительства Москвы.

Наверняка вам не предоставляли какие-либо сметы и вы вообще не знаете, что в них вписано и насколько законно то, что в этих сметах.

Учитывая, что чиновниками в Москве насаждается определенная специфика, влияющая на стереотип отношения граждан к своему общему имуществу, и в особенности – к земельному участку, но не имеющая под собой сколько-нибудь законных оснований, стоит задуматься о причинах происходящего.

Есть основания полагать, что называя ваш двор бесхозным (а это именно так, если он ничей) или «общего пользования», что не соответствует федеральному законодательству и истинному положению дел, ГБУ «Жилищник» получает из бюджета больше, чем если этот участок ваш. К тому же, при таком положении вы не контролируете ни расход средств, ни объем выполненных работ, ни заключенных контрактов на огромные суммы.

При этом, просим вас не забывать о том, что вы платите еще и налоги в бездонную казну столицы – более 40%! Так что бюджетные средства не с неба падают. Это ваши деньги. И это ваша земля.

Алина Енгалычева